Николай Лебедев

Гори, гори моя звезда

- До того, как начать работу над "Звездой", вы снимали фильмы другого плана – триллеры "Змеиный источник" и "Поклонник". Почему было решено обратиться к военной тематике?

Н. Лебедев: "Звезда", по моему, вполне вписывается в определение "триллера" - динамический сюжет, нарастающее напряжение… В Великой Отечественной войне я, разумеется, не участвовал, но все равно для меня это очень личная тема – на фронте погибли мои дед и дядя, и я вырос на рассказах о них.

- А как получилось, что именно вам доверили такой масштабный проект?

Н. Лебедев: Как мне рассказывал сам продюсер фильма и директор "Мосфильма" Карен Шахназаров, он давно собирался ставить "Звезду", но не хотел делать ее как режиссер. Поэтому, когда появилась такая возможность, Карен предложил этот проект нескольким режиссерам, в том числе и мне. Я же в то время искал военный материал – даже чуть не запустился с фильмом об одной из фашистских концлагерей. Ну вот, мне предложили прочитать "Звезду" и попробовать написать сценарную заявку. Сейчас же я могу оценить, как рисковал Шахназаров, и очень благодарен ему за то, что он в меня поверил.

- А вам самому не было страшно за столь технически сложную ленту?

Н. Лебедев: Нет, не было. Каждый фильм сложен по-своему, и я бы не сказал, что мои предыдущие работы дались мне с меньшими усилиями. В кино всегда возникают какие-то трудности, и я был к этому вполне готов.

Повесть Казакевича традиционно относят к "окопной правде", дегероизирующей войну. Ваш фильм, скорее, обратной направленности…

Н. Лебедев: Для меня и повесть, и фильм – это, в первую очередь, трогательная, лирическая история. Если внимательно читать Казакевича, то это хорошо заметно. "Окопной правды" у нас уже снято немало, и мне захотелось сделать фильм несколько о другом. "Звезда" не героизирует войну, она просто отдает дань героям.

- Работая над "Звездой", какими фильмами вы вдохновлялись? Часто говорят о связи вашей картины со "Спасением рядового Райана"

Н. Лебедев: Честно говоря, я больше думал о другой ленте Спилберга – "Списке Шиндлера". Что же касается источников вдохновения, тот тут трудно назвать что-то конкретное. Пожалуй, это рассказы моей бабушки, моего отца, моих близких. Они не были фронтовиками, но войну пережили, и она наложила на них отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Из киновпечатлений… Может быть, "Летят журавли"… Первую экранизацию повести "Звезда" режиссера Александра Иванова мне, хоть я и "насмотренный" человек, удалось увидеть лишь после завершения работы над картиной. Естественно, это совсем другой фильм, он наделен иной интонацией – там снимались известные актеры, взрослые мужики, а моя лента - про мальчишек.

- Государство помогало в работе над фильмом?

Н. Лебедев: Не больше, чем другим режиссерам. Бюджет фильма составляли наполовину деньги Госкино, наполовину – средства "Мосфильма". Но так сейчас работают многие. Что же касается какой-то специальной господдержки, то ее у нас не было. В частности, армейское начальство помогать нам отказалось: "Прошли, мол, времена, когда мы такими вещами занимались". Если бы не командир Таманской дивизии, на свой страх и риск согласившийся поддержать проект, фильма бы и вовсе могло не быть. Так что когда говорят, что "Звезда" - "госзаказ", созданный по заданию правительства и президента, это полная ерунда. Но вообще-то обидно, что наша армия самоустраняется от участия в кино. Например, сейчас, я слышал, расформировывается знаменитый кавалерийский полк, принимавший участие в огромном количестве фильмов, и не только военных. Паровоз, который мы снимали в "Звезде", - один из последних в стране. Если все это исчезнет, исторического кино у нас больше не будет.

- Пока еще не все разрушено, какие возможности классического советского кино удалось использовать? И сколько в фильме компьютерных эффектов?

Н. Лебедев: Компьютерные эффекты у нас были, но они играли исключительно второстепенную роль. Практически все трюки делались "вживую" - с помощью каскадеров и пиротехников. Хочу особенно отметить работу Виктора Орлова, замечательного мастера принимавшего участие в съемках еще "Войны и мира". Он едва ли не лучший пиротехник страны, один из "зубров" масштабного совесткого кино. Сейчас ведь спецэффектов такого уровня в фильмах почти не бывает – одни перестрелки и автомобильные трюки. К счастью, нам удалось уговорить Орлова поработать с нами, мы дали ему несколько стажеров, так что, надеюсь, его школа не канет в лету. Также мы смогли воспользоваться сохранившимся на "Мосфильме" парком танков и автомобилей военного времени.

- А каких-то чрезвычайных происшествий из-за такого количества трюков не было?

Н. Лебедев: Слава Богу, нет. Не то чтобы все шло как по маслу, но – в пределах допустимого. Правда, однажды во время съемок сцены, когда машина подъезжает к обрыву, под которым прячутся наши герои, грунт "поплыл" и она завалилась прямо на них. К счастью, машина упала так удачно, что все отделались легким испугом.

- Насколько легко было современным актерам входить в образы их дедов?

Н. Лебедев: Во-первых, все наши герои прошли специальную подготовку, учились двигаться как разведчики, носить оружие…Поскольку тренировки проводились на территории военной части, мы шутили, что их готовят лучше, чем настоящих солдат. Я вообще считаю, что актер, чтобы войти в роль, должен хорошо себе представлять жизнь и работу тех, кого он играет. Скажем актеров из "Поклонника" мы посылали работать на почту… Во-вторых, что касается характеров героев, я не ставил перед ребятами задачу полностью влезать в "шкуры" наших дедов. Скорее, мой фильм о вполне современных, хороших молодых людях, которых само время избрало для выполнения военной миссии. Да и ориентировался я, в первую очередь, на молодежную аудиторию.

- Что вы можете сказать по поводу релиза "Звезды"?

Н. Лебедев: Его финальную сборку я пока не видел, но то, что я о нем знаю, уже впечатляет. Ребята из "Крупного плана" приложили очень много сил, чтобы подобрать дополнительные материалы. Они сняли фильм о съемках, записали интервью, сканировали наши наброски… Надеюсь, тот, кто увидит картину на DVD, познакомится с этими бонусами и сможет узнать о "Звезде" много нового и, я думаю интересного.

© Smocker

©2009